Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)- физическое
лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,
подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие
получению образования без создания специальных условий. Обследование детей
психолого-медико-педагогической комиссией осуществляется по письменному заявлению
родителей (законных представителей).
Инвалид -лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций
организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами,
приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его
социальной защиты. Лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-
инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-
социальной экспертизы.
Инклюзивное образование -форма обучения, при которой каждому человеку,
независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных,
языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в
общеобразовательных учреждениях. При этом для инвалидов и людей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка
учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план,
изменённые методы оценки и другие. Инклюзию следует отличать от интеграции, при
которой инвалиды, люди с ОВЗ или особыми образовательными потребностями
обучаются в обычных учебных заведениях и адаптируются к системе образования,
которая остаётся неизменной.
Содержание образования и условия организации обучения и воспитания
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
В соответствии с федеральным законом - от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и
воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются
адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с
индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ — это тщательно
разработанный, точный и действенный профессиональный педагогический инструмент,
выполняющий роль посредника между ребенком с особенностями развития и системой
дошкольного и школьного образования